top of page
Поиск
  • Фото автораАндрей Чхеидзе

7 грузинских народных сказок для самих грузин и тех кто от Адама и Евы


Готовится к переизданию замечательная книжка с грузинскими сказками, изложенными в стихах. Первое издание было выпущено в 2002 году, но тут же разошлось по друзьям. Качество его было крайне низким, фактически это был "ксерокс". Сейчас мы ведем работу обработки старых изображений, так чтобы в новой книге они заиграли новыми красками. :) А также будет новая обложка.



Скажите, какие у вас возникают картинки когда речь заходит о грузинском фольклоре, сказках?





Счастье (первая сказка)


Было ль, не было —

Что было?

Слово мудрость породило.


Среди гор, лесов и вод

Жил под небом скотовод.


Был он трезв, трудолюбив,

Честен, добр и справедлив.

Коль работников держал —

Никогда не обижал.


А стада несметны были —

Без людей в горах ходили.

Без присмотра, без охраны

По лугам паслись бараны.


Средь людей и средь волков

Не было его врагов.


Рядом жил с ним соплеменник —

Редкостный лентяй, бездельник.


Каждый день и целый день

Его одолевала лень.

Вокруг работали пока —

Он лишь отлёживал бока.

Но в нищете и скуке

Не утруждал он руки.


И хоть всегда голодный был,

Он не себя — судьбу корил.


Как и должно случиться, вот

Лентяя встретил скотовод.


“Друг, как живёшь?”

“Уныло.

Судьба меня скрутила!”

“Работу дам,

Пойдём ко мне.

Ты мне поможешь на гумне,

При сборе винограда —

За труд всегда награда.

Дам пару добрую быков,

Ты вспомнишь навыки отцов

И вспашешь, и засеешь!

Глядишь — помолодеешь.

Забудешь эту жизнь свою

И заведёшь себе семью.”


“Нет, — говорит бездельник, —

Сегодня — понедельник.”


Мысль проросла в его уме:

“Зачем так надрываться мне?

Я у него из стада

Возьму и так,что надо.

К примеру, пару ту быков —

Ведь у него нет пастухов!”


И так решил, и смело

В порыве начал дело.


Поднялся в горы — видит скот

Рассыпался за горизонт.

Вес днями набирает,

Сам по себе гуляет.

И сердце тут уныло

От зависти заныло.


Идёт поближе, слышит звон:

Скотина вся со всех сторон

Бежит от края к краю

И сгрудилась, играя.

Подходит, видит: мужичок,

Едва–едва через порог

Такому перебраться!

Не в пастухи ж наняться!

А он стоит среди скота,

Звенит в бубенчик не спроста,

И с каждой тварью ладит,

И всех по шёрстке гладит.

Скот так и ластится к нему,

Мычит, заводит кутерьму

И мордой тычет в руку,

Как преданному другу.


“Ты кто такой? —

Спросил лентяй, —

Откуда взялся, отвечай?”

И слышит от урода:

“Я — Счастье скотовода:

Богатства эти стерегу —

Тебе никак не помогу.”

“В твоей ли это власти?!

А где моё-то Счастье?”

“Там

На горе под тем кустом

Лежит с молитвой

И постом”.

“За что же эта мне беда?

Его найду, придя туда?”

“Твоё же Счастье ,

Коль пойдёшь,

То обязательно найдёшь.”


И скрылся человечек

Среди коров, овечек.


Побрёл лентяй до той горы

И, притомившись от жары,

Напившись в ручеёчке,

Лёг и уснул в тенёчке.


Проснулся, слышит, будто стон —

Глядь, человечек под кустом —

Худой, лежит, вздыхает

И глаз не подымает.


“Ты болен?

Кто ты?

Что за вид? —

Ему герой наш говорит, —

Что кличешь здесь ненастье?”

“Прости, твоё я Счастье!”

Лентяй рассвирепел в ответ:

“Ах, ты бездельник!

Ах, шкелет!

Притворщик, лежебока!

Раз я живу далёко...

И некому тебя гонять —

Из-за тебя мне пропадать?!

К чему ты это клонишь:

Валяешься и стонешь?”


“Прости мне, добрый человек,

Но ты и сам лежишь весь век —

Сказало Счастье, — дело в том,

Ты там лежишь — я под кустом.

Приподымись,

Встань,

Шевельнись,

Я — порадею,

Ты — трудись!

Когда труд будет сладок,

Тогда придёт достаток.”


Пошёл бедняк —

Работать стал,

Сил не щадил, хоть уставал.

Стал на ноги,

Женился —

Совсем остепенился!


Мир здесь. Мор там.

Отсев вам. Мука нам.



6 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
Пост: Blog2_Post
bottom of page